По разным оценкам, только от 10 до 20% работающих россиян получают компенсации за вредность, тогда как претендовать на это могут более 60%. Если бы аттестация рабочих мест проводилась с учётом существующих норм: от уровня шума и радиации до оценки эмоциональных нагрузок, — то работодателям пришлось бы раскошелиться на пакет компенсаций за вредность.
Права сотрудников на здоровый офисный быт работодатели порой нарушают вопиющим образом. Так, работа в помещении без естественного света — это довольно высокий уровень вредности, при котором людям полагаются все три вида существующих компенсаций: укороченная рабочая неделя в 36 часов, неделя дополнительного отпуска и надбавка к зарплате.
Права сотрудника получать компенсацию за работу во вредных для здоровья условиях прописаны в Трудовом кодексе РФ. Выявляет вредность аттестация рабочих мест, которую компании обязаны проводить раз в пять лет. Даже разговор нормальным голосом по телефону — это примерно 62 дБ, а для квалифицированного сотрудника, например аналитика банка, шум выше 60 дБ — уже вредные условия (уровень вредности класса 3.1 или 3.2).
Кстати, сотрудники екатеринбургского филиала Мetro Cash & Carry в 2009 году выиграли в суде у работодателя дело о компенсациях за работу во вредных условиях. Работники решили, что напряженная работа в магазине с искусственным освещением и нездоровым микроклиматом дает им право на компенсацию. Суд принял сторону работников, и компания предоставила членам профсоюза все причитающиеся компенсации: надбавку к зарплате в 4%, неделю дополнительного отпуска и 36-часовую рабочую неделю.
Выиграть дело сотрудникам Мetro Cash & Carry позволило постановление правительства 2008 года, которое ввело новый порядок назначения компенсаций. Раньше их могли получать только люди из списка вредных профессий. Сейчас компенсации положены всем, кто работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которые выявляются во время аттестации.