Технологии изменяют рынок труда | HR Center

Дефицит рабочих мест в США во многом объясняется замедлением экономического роста, но развитие технологий резко усиливает негативный эффект — значительно сильнее, чем многие себе представляют. В то время как технологическая революция продолжает создавать волны инноваций, вытесняя многих работников традиционных специальностей, экономисты задаются вопросами, как можно использовать ресурс вычислительных сетей и систем для создания рабочих мест и новых возможностей.

Этому, в частности, посвящена книга «Race Against the Machine» («Наперегонки с машиной»), опубликованная бизнес-школой Слоана при Массачусетском технологическом университете (MIT Sloan School of Management). Вполне естественно, что книга про цифровое и автоматизированное будущее выпущена не в старом, бумажном, а в новом, электронном виде. Ее авторы — Эрик Бриньолфссон (Erik Brynjolfsson) и Эндрю Макафи (Andrew McAfee) — пытаются определить, каким образом человек может сотрудничать, а не соперничать с машинами, идти вместе с ними, а не против них. Пока же многие работники проигрывают в гонке с технологиями.

Бриньолфссон, профессор школы управления MIT считает, что сейчас как никогда удачный момент для того, чтобы быть талантливым предпринимателем, и как никогда неудачный — для работника без особых навыков, и нужно помочь людям перейти из второй категории в первую. В книге оспаривается все более популярная точка зрения, что главная проблема экономики — стагнация в технологиях и инновациях.

Бриньолфссон и Макафи утверждают, что темп автоматизации в последние годы вырос в результате появления целого комплекса новых технологий, в том числе робототехники, машин с числовым программным управлением, средств электронного управления запасами, распознавания голоса и электронной коммерции.

«Технологические инновации не тормозят Америку, а ускоряют. Компьютеры могут водить машины, переводить с одного языка на другой, и побеждать лучших игроков в Jeopardy. Но в то время как цифровой прогресс увеличивает общий объем экономического пирога, по отдельности для некоторых из нас — или даже многих — ситуация ухудшается, — говорит соавтор книги Эндрю Макафи. — Чтобы найти лучший способ, как им помочь, мы должны сначала правильно диагностировать проблему. Эрик и я с большим оптимизмом смотрим на цифровые перспективы, но мы написали эту книгу, чтобы показать, что средний работник теряет позиции под натиском современных технологий».

Правда, утверждение авторов из MIT о том, что процесс автоматизации ускоряется, разделяют не все, пишет Bloomberg. В частности, так не считают влиятельные экономисты Роберт Гордон из Северо-западного университета и Тайлер Коуэн из Университета Джорджа Мейсона. Они убеждены, что рост производительности вследствие технологических инноваций ускорялся с 1995 по 2004 год, но с тех пор сошел на нет.

Бриньолфссон и Макафи отмечают, что по итогам прошлого десятилетия рост производительности на уровне более 2,5% оказался выше, чем в 1970-ые, 1980-ые и 1990-ые. Тем не менее общее количество рабочих мест в экономике впервые со времен Великой депрессии не увеличилось.

«Мощность компьютеров год от года растет, и мы переживаем уникальный момент в истории: машины вторгаются в те сферы, которые раньше принадлежали исключительно человеку», — говорит Макафи.

Мы никогда не были в такой ситуации и нам необходимо хорошо и тщательно обдумать, как сделать так, чтобы компьютеры и люди были заодно, а не против друг друга. В книге даются рекомендации, касающиеся двух аспектов. Во-первых, речь идет о человеческом капитале — как развить навыки, которые будут дополнять технологии, а не вытесняться ими. Второй блок рекомендаций описывает необходимые шаги, чтобы стимулировать предпринимательство на поиск новых и лучших путей соединения живого труда и технологий для создания стоимости.

Авторы соглашаются, что на сегодня многие работники проигрывают в битве с машинами. Но они видят надежду в том, что машины никогда не смогут полностью заменить человека. «Хотя компьютеры побеждают в задачах обработки информации, однотипной арифметике и безошибочной последовательности и быстро совершенствуются в более сложных коммуникациях и сопоставлении с шаблоном, они не обладают интуицией, созидательным потенциалом и изобретательностью и проигрывают, когда необходимо хотя бы немного выйти за рамки заранее определенного диапазона». К счастью, человеческий разум сильнее всех как раз в тех областях, где слабы компьютеры, и это создает перспективы для отличного сотрудничества человека и машины.

Тенденция, описанная авторами книги «Наперегонки с машиной», проявляется и в России, и с каждым годом она будет все заметнее, особенно в индустриальной сфере. «Идет оптимизация производственных процессов, машины вытесняют операторов на производстве. Автоматизация труда сводит к минимуму участие людей в выполнении стандартных механических операций», — рассказала BFM.ru руководитель департамента индустриального рекрутмента Antal Russia Евгения Ланичкина. Благодаря развитию информационных и интернет-технологий изменяется и банковское обслуживание: все больший перечень рутинных операций, находившихся прежде в ведении банковских служащих, теперь выполняют банкоматы.

Российский рынок труда не очень готов к стремительным изменениям, связанным с техническим прогрессом, говорит Ланичкина: «Например, сейчас в индустриальной сфере очень востребовано такое направление, как «lean production», бережливое производство, нацеленное на минимизацию всех видов затрат. Специалистов в этой области мало, компании вынуждены обучать их самостоятельно, отправляя их на стажировку в Европу». К новым реалиям тяжело будет приспособиться в первую очередь представителям немолодого поколения из-за недостаточного уровня владения английским языком, считает Ланичкина.

Развитие автоматизации предполагает рост квалификации работников, соглашается Лариса Иршинская, руководитель направления «Специальные проекты» компании Cornerstone: «Появляются новейшие разработки, программы, машины, призванные облегчить, ускорить, повысить эффективность человеческого труда, но в очень редких случаях роботы могут заменить реального сотрудника. Скорее наоборот, развитие автоматизации должно порождать потребность в новых специалистах, контролирующих бесперебойную работу оборудования».

Машины: союзники или противники человека?

Новые технологии всегда приводили к вытеснению рабочих мест. Эта проблема беспокоит человечество по крайней мере с тех пор, как работники крушили механические ткацкие станки в 1811 году. О кардинальных сдвигах на рынке труда свидетельствует, в частности, то, что если в XIX веке в сельском хозяйстве в США было занято 90% американцев, то сейчас — только 2%. Многие бывшие фермеры нашли более приемлемое занятие в новых отраслях, таких как автомобилестроение. «Разница в том, что в прошлом подобные изменения происходили в течение века или даже более продолжительного периода. Сегодня главная проблема в том, что наши навыки и институты — человеческий и организационный капитал — не поспевают за прогрессом». И разрыв однозначно увеличивается.

«Цифровой прогресс идет так быстро и неуклонно, что людям и организациям трудно за ним поспевать, — говорит Бриньолфссон. — Машины могут стать нашими союзниками, но только в том случае, если мы изменим способ работы». Как и индустриальные революции прошлого, современная технологичная революция будет разворачиваться не одно десятилетие. Так же, как и в прошлые периоды промышленных трансформаций, нас ожидают «резкие изменения исторического и человеческого пути». Повороты и перебои не всегда будут даваться легко. Но авторы книги уверены, что большинство из них пойдут на пользу, мир будет преуспевать на цифровом рубеже.

Книга Бриньолфссона и Макафи — это не единственное исследование о влиянии технологического прогресса на занятость, отмечает Bloomberg. В новом номере журнала McKinsey Quarterly профессор Уильям Брайан Артур из Santa Fe Institute предупреждает, что технологии стремительно поглощают рост занятости и в сфере услуг — после нескольких волн автоматизации в сельскохозяйственном и промышленном секторах. «Последний резерв рынка труда сокращается — в будущем нам останется все меньше должностей в обслуживании бизнес-процессов», — пишет Артур.

Уже не первый год эксперты — ошибочно — предупреждают, что машины берут верх в борьбе против человека, отмечает Bloomberg. В 1930 году экономист Джон Мейнард Кейнс предостерег о новой угрозе, которую он назвал «технологической безработицей», при которой новые рабочие места в экономике создаются медленнее, чем вытесняются старые в результате автоматизации.

Сегодня автоматизация выходит за границы заводов и фабрик и идет в колл-центры и отделы маркетинга, в те сектора сферы обслуживания, которые обеспечивают большую часть рабочих мест в экономике. Более дешевые и быстродействующие компьютеры и все более «умное» программное обеспечение реализуют те функции, который когда-то относили исключительно к сфере естественного интеллекта, например, восприятие речи, перевод и распознавание визуальных образов.

В 2004 году два ведущих экономиста Фрэнк Леви и Ричард Мернейн опубликовали исследование, в котором были проанализированы способности машин и человека. В частности, отмечалось, что управление грузовиком является таким видом деятельности, с которым не может справиться компьютер, поскольку в данном случае необходимы распознавание и реакция на движущиеся объекты в режиме реального времени.

Но прошлой осенью компания Google объявила по итогам тестов, что ее автомобиль-робот, управляемый компьютерной системой, прошел тысячи миль по американским дорогам с минимальным участием человека.

Поэтому так важно найти новый путь развития. «В медицине, юриспруденции, розничной торговле, обрабатывающей промышленности и даже в научных открытиях, главное для победы — не конкурировать с машинами, а конкурировать с помощью машин», — призывают Бриньолфссон и Макафи.

Технологии изменяют рынок труда