От скуки на рабочем месте, равно как и от перегрузки, можно утомиться, уверяют авторы книги «Диагноз: Boreout» Филипп Ротлин и Петер Вердер. При этом оба профессиональных синдрома: «Burnout» — выгорание от перегрузки и «Boreout» — скука и отсутствие развития — приводят к аналогичным последствиям, а именно — к эмоциональному истощению, хронической усталости и даже депрессии.
Как правило, от «boreout»-синдрома страдают те сотрудники, которые считают, что способны выполнять сложную работу, чем скучные механические задачи. Ощущение недооценка собственных талантов начальством и бесполезности труда провоцируют глубокое недовольство собой и работой в целом. К тому же сотрудник чувствует себя виноватым и боится, чтобы его безделья вдруг не разоблачили. «Я по природе такова, что если ничего не делаю, то мне становится стыдно. На работе так же: если руководство забывает, например, дать мне какую-то задачу, то мне начинает казаться, что я нечестно получаю деньги », — призналась в разговоре журналистка одного из киевских еженедельников. Одновременно девушка не скрывает: придумывать сама себе задачу вряд ли станет, лучше подождет интересных предложений «сверху».
Группа риска
Больше скучают работники административной сферы и сферы услуг, резюмируют авторы. Треть из 10 тысяч опрошенных американских работников признались, что не имеют полной загруженности на работе, и поэтому каждый день около двух часов тратят на личные дела в интернете. В Швейцарии 10 процентов опрошенных признались, что «заболели» на «boreout»-синдром.
Тенденция скучать на работе распространена и в Украине. Консалтинговая компания HR Center в рамках исследования «Лучшие работодатели-2011» обнаружила, что в компаниях-участниках около 10 процентов персонала — так называемые «балластные». «Прежде всего, это проблема именно организации, ведь он платит за такую« работу »сотруднику деньги, которые могла бы тратить на нечто гораздо полезнее, например — на благотворительность», — заметила Анжелика Шмидт, специалист по работе с персоналом HR Center. Вместе с тем эксперт отмечает, что компании должны уделять больше внимания «скучающим» работникам, ведь они не являются безнадежными. «Мы так и называем эту группу -« будущий потенциал », — говорит Шмидт.
Тяжело без наставничества
В Украине наиболее уязвимы к «Boreout»-синдрома работники опыт и те, кто пришли на стартовые позиции. «В компании может отсутствовать план работ по таким сотрудникам, отсутствует наставничество. Потенциальные «учителя» перегружены своей работой и ответственностью», — объясняет Анжелика Шмидт.
Другая группа риска — высококвалифицированные опытные специалисты, которых нанимают «под конкретные задачи», но новая работа не дает им по-новому реализоваться. Эта тенденция, по словам Шмидт, усиливается «турбулентностью в экономике»: частой сменой собственников компании, организации труда, направлений деятельности: «В такой «мутной воде» далеко не все могут чувствовать себя профессионалами на своем месте. Разве что вы — специалист по слияниям и поглощениям или кризисный менеджер».
Методы «лечения»
«Boreout»-синдром, не известный в медицинской практике, но много людей во всем мире с ним знакомы — об этом свидетельствуют объемы продаж книги немецких авторов «Диагноз: Boreout». Издание уже перевели на английский, испанский, японский, греческий и голландский языки.
Если объем работы и условия труда нельзя изменить, то «лечиться» от скуки на работе авторы советуют следующим образом: растягивать выполнение работы на большее, чем нужно, время, или наоборот справляться с задачей к определенному сроку, и не сообщая об этом руководству, остальные времени спокойно заниматься своими делами.
Анжелика Шмидт советует в первую очередь радоваться тому, что работа вообще есть. А если вам нечем заняться, то «спросите, что можно сделать еще, чем помочь коллегам или руководителю, позвоните клиентам… Активнее используйте голову для того, чтобы было что делать рукам», — рекомендует специалист.
Автор: Анастасия Новикова