Беларусь ищет способы загнать обратно разбегающуюся рабочую силу | HR Center

Падение уровня жизни, лихорадящая экономика и отсутствие надежд на перемены к лучшему подстегивают трудовую миграцию из 9,5-миллионной страны, которую уже покинуло около миллиона, подсчитали эксперты.

Более 40% населения признаются социологам, что хотят уехать из Беларуси, чье руководство в стремлении удержать разочарованных обращается к прежним методам — мобилизация во имя государства — и уповает на новые российские кредиты.

«Это не экономическая, это психологоэкономическая проблема», — описал настроение масс политолог Александр Федута.

«Падение рейтинга — это не падение рейтинга Лукашенко, это падение рейтинга страны. Это всеобщее ощущение, что здесь делать нечего, и что здесь уже ничего не будет», — сказал он Reuters.

Эмиграция — это такая форма протеста

Бессменный с 1994 года президент Александр Лукашенко, которого Запад подверг санкциям, обвиняя в ущемлении прав человека, попытался остановить бегство соотечественников прямыми запретами увольняться с предприятий. Критики назвали это рецидивом крепостного права, и Лукашенко признал свои решения непопулярными, но сказал, что не видит другого способа «навести порядок».

«Нас начнут еще больше упрекать в диктатуре, что мы людей заставляем, запрещаем увольнять», — сказал он, пообещав прикованным его запретам к рабочим местам рост стремительный зарплат.

Но при сохранении сложившейся государственно-экономической модели это обещание будет непросто исполнить без финансовой помощи извне.

Остающийся в дипломатической изоляции из-за обвинений в давлении на оппозицию Минск не убедил западных кредиторов раскошелиться без гарантий экономической либерализации, и опять возлагает надежды на политического союзника — Москву, чьи вливания помогли белорусским властям вновь оттянуть назревшие реформы.

«Основной итог — мы проели уникальный грант, который мы получили», — сказал Рейтер глава аналитического центра Мизеса Ярослав Романчук.

«Это был год упущенных возможностей, год проедания», — сказал экономист об обеспеченных Россией кредитах, помогших Лукашенко смягчить последствия финансового кризиса и девальвации, в которые вылилось исполнение его предвыборных обещаний о резком росте зарплат бюджетникам.

«Эти месяцы были абсолютным раем для правительства. — Фактически этот райский режим заморозил те мягкие реформы, которые правительство обещало в 2011 году».

Беларусь ищет способы загнать обратно разбегающуюся рабочую силу