Европейские банкиры пытаются оспорить ограничения на бонусы | HR Center

Они называют действия политиков вмешательством в частный бизнес и дискриминацией; однако ограничения могут положительно повлиять на банковский сектор.

Министры финансов стран — членов Евросоюза во вторник рассматривают ранее согласованный Европарламентом план, согласно которому бонусы банкиров в ЕС не смогут превышать их годовой зарплаты (в исключительных случаях и с согласия акционеров — ее двукратного размера). Мера, которая может вступить в силу с 2014 г., коснется и сотрудников европейских банков, работающих в других странах мира, и штата европейских филиалов зарубежных банков.

Планы ЕС вызвали переполох в банковской отрасли и негативную реакцию со стороны банкиров и некоторых политиков. Критики выражают сомнения, не является ли ограничение бонусов излишним вмешательством государства в сферу частного бизнеса, к тому же имеющим признаки дискриминации по отраслевому признаку (новые правила коснутся только банковского сектора).

Министр финансов Великобритании Джордж Осборн, обеспокоенный будущим банковского сектора Великобритании и лондонского Сити, намерен оспаривать введение ограничений, но дипломаты сомневаются в его возможности что-либо изменить на данной стадии принятия решения, отмечает Financial Times.

Некоторые крупные лондонские банки рассматривают возможность оспорить вводимые ЕС ограничения в суде. Многие банки обратились за юридическим заключением о законности предлагаемых ЕС мер. В распоряжении Financial Times оказалось заключение британской юридической фирмы, согласно которому ограничение бонусов банкиров размером их зарплаты «противоречит европейскому законодательству». Юридическая фирма Shearman & Sterling отмечает, что «фиксация максимального отношения бонусов к зарплате в банковском секторе не только противоречит европейскому законодательству, поскольку ЕС не обладает компетенцией, необходимой для установления размера выплат, но и может идти вразрез с конституциями некоторых стран, например, Австрии, Германии и Польши». По мнению юристов компании, соглашение о создании Евросоюза не дает ЕС права определять размер оплаты труда в странах-участниках.

Даже если юристы разделяют сомнения банкиров в законности мер, предложенных ЕС, остается неясным, решатся ли банки на резонансное судебное разбирательство, учитывая возможную негативную реакцию общественности на него.

ЕС пока не публиковал официальных юридических заключений касательно предложения ограничить бонусы. Но Еврокомиссия и Европарламент считают возражения банков необоснованными, поскольку речь идет только о бонусах, а не об общем размере зарплаты банкиров, и ограничение является мерой скорее финансовой, чем социальной политики. «Мы уверены, что предложение абсолютно юридически обосновано. Слишком высокие бонусы ведут к слишком высоким рискам, которые несут налогоплательщики. Именно поэтому необходимо разумное регулирование», — говорится в заявлении Еврокомиссии.

Представители банковской сферы обеспокоены возможным оттоком квалифицированных сотрудников из банков в хедж-фонды и управляющие компании и ищут способы минимизировать последствия введения новых правил. Среди самых очевидных — резкое повышение зарплат, использование других привилегий и методов поощрения, отличных от денежных выплат, и перевод сотрудников в другие страны из «Европейской народной республики», как назвал ЕС один из банкиров, которого цитирует The Wall Street Journal.

Однако введение ограничений на бонусы может оказать и положительное воздействие на банковский сектор. Учитывая, что в США подобная мера вряд ли когда-нибудь будет принята, в скором времени весь мир получит возможность сравнить, какая из двух систем вознаграждений банкиров лучше — традиционная американская или новая европейская, отмечает WSJ.

Традиция выплаты высоких бонусов в банковском секторе имеет три основных следствия. Во-первых, от 30% до 70% годовой прибыли распределяются среди работников, а не акционеров, и не вкладываются в развитие бизнеса. Во-вторых, выплаты высоких бонусов банкирам и трейдерам, многие из которых растянуты на несколько лет, делают негибкими расходы на оплату труда, и в случае необходимости снижения издержек банки вынуждены увольнять сотрудников. В-третьих, перспектива получения высоких бонусов толкает трейдеров на рискованные операции со средствами клиентов и самих банков.

Если бонусы ограничены, острота первой проблемы существенно снижается. Конечно, банки могут повышать зарплату сотрудникам, но ситуация, когда один трейдер может получить за год до $90 млн, как это произошло с Эндрю Холлом из Citigroup в 2008 г., вряд ли когда-нибудь повторится, отмечает WSJ. Не будет и необходимости увольнять сотрудников в тяжелые времена — можно просто сократить им зарплату, а вместе с ней и бонусы, и таким образом снизить издержки.

«В банковском секторе состязание в размере компенсаций часто перерастает в настоящую гонку вооружений», — говорит Робин Ферракоун, гендиректор консалтинговой компании Farient Advisors. Новые правила ЕС позволят банкам значительно сократить издержки, и менеджеры должны обратить их в свое преимущество, считает он.

Что касается снижения рисков посредством сокращения бонусов, противники новых правил уверяют, что в результате банки станут менее ориентированными на прибыль и менее привлекательными для рынка. Но не все инвесторы так думают. Дэвид Серра, партнер-учредитель британской управляющей компании Algebris Investments, специализирующейся на инвестициях в финансовые компании, утверждает, что более уравновешенный банковский сектор будет сейчас более ценным для Европы. «Я восхищен новыми правилами. Никто не хочет, чтобы банки превращались в машины по производству денег. Рост ценности банковской системы за счет повышения ее безопасности компенсирует возможные снижения прибылей», — говорит он.

Самым распространенным аргументом противников ограничения бонусов является возможная «утечка мозгов» из банковского сектора. Вероятно, такие прецеденты действительно будут. При этом новые правила ЕС затронут свыше 5000 банкиров. Маловероятно, что «теневой банковский сектор» сможет предоставить рабочие места всем им, не говоря уже о том, чтобы платить высокие бонусы, отмечает WSJ.

Европейские банкиры пытаются оспорить ограничения на бонусы