Владимир Путин 2 июля подписал закон, запрещающий указывать в вакансиях сведения, дискриминирующие соискателей работы. Об этом в четверг сообщила пресс-служба президента.
Речь идет о предпочтении работодателями кандидатов в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Исключение составят объявления о вредных или опасных работах, которые оговариваются федеральными законами.
По новому закону лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, будут привлекаться к административной ответственности — полагается штраф от 500 до 1000 руб. для физических лиц, от 10 000 до 15 000 руб. — для юридических.
Закон вступит в силу после его официальной публикации. Однако гендиректор крупнейшего российского рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров сообщил «Ведомостям», что сегодня в связи с принятым законом он распорядился убрать во всех 250 000 действующих вакансиях портала графу «пол» и «возраст». «Наши IT-службы сделали это в один клик», — говорит Захаров.
Президент компании HeadHunter Юрий Вировец не спешит давать распоряжение о чистке. По его оценке, общая база вакансий, размещенных на порталах компании — hh.ru, career.ru и работа@mail.ru — включает около 200 000 объявлений о предложении работы, из которых в половине содержатся определения, которые новый закон трактует как дискриминационные. «Закон в нынешнем его виде не поясняет, что именно подразумевается под “распространителями”, — сетует Вировец. — За соответствующими разъяснениями мы официально обратились в Минтруд, но ответа пока не получили». По мнению президента HeadHunter, на зачистку подобного объема вакансий вручную может уйти месяц — дискриминационные требования могут быть указаны в различных разделах объявлений.
Точку зрения Вировца разделяет юрист, гендиректор NS Consulting Дмитрий Кофанов: «В новом законе действительно нет четкого определения «распространителей»: «По сути, распространителями являются сами работодатели, размещающие вакансии на рекрутинговых порталах и в СМИ». Тем не менее Кофанов советует руководителям интернет-площадок заняться модерацией объявлений или хотя бы разместить стандартную фразу, что редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Руководитель российского филиала американской интернет-рекрутинговой компании Monster.com Антон Надей и не думает принимать каких-либо мер по «зачистке» вакансий российских работодателей: «В вакансиях на нашем портале отсутствуют дискриминационные данные: мы об этом заботимся на этапе размещения объявлений. Это международная практика».
По мнению Захарова из Superjob.ru, проблемы дискриминации по перечисленным в новом законе признакам в России не существует: «Единственная реальная дискриминация при приеме на работу — дискриминация по уровню профессионализма. Молодые сегодня еще не имеют необходимых для работы умений и навыков, старики не хотят учиться, приспосабливаясь к современному производству». На взгляд Захарова, от подобного вида «дискриминации» соискателей никакие законы не защитят.