Рядом с вершиной. Социальные психологи вывели типы поведения «вечных вторых» | HR Center

От того, как человек ведет себя в повседневной жизни, зависит и его психотип поведения на рабочем месте. Главный критерий «карьерного отбора» — умение быстро и четко принимать решение.

Позиция руководителя сложна и ответственна, цена любого решения «на вершине» слишком высока. Сделав выбор, «первые» берут на себя ответственность за принятое решение и претворяют его в жизнь.

Неспособность самостоятельно принимать важные решения, касающиеся бизнеса или личной жизни, попытки спихнуть с себя ответственность, возможность возложить ответственность и вину «за последствия» на другого – вот главные черты современного инфантилизма.

В современном мире инфантильность — явление довольно распространенное, и тенденция к инфантилизации становится все более заметной. Как ни странно, в бизнесе много инфантильных персон. Это вполне респектабельные, занимающие хорошую должность люди, свободно критикующие окружающих и рассуждающие о судьбах мира.

Условно стереотипы поведения таких менеджеров можно разделить на две категории: «вечный ребенок» и «жертва обстоятельств», пишут «Ведомости». И те и другие часть встречаются на позициях вблизи руководителей компаний. Как ни удивительно, зачастую руководителям даже выгодно иметь такого подчиненного: не его фоне деловые достоинства шефа выглядят только привлекательней.

Жизнь «вечного ребенка» определяется решениями и волей других — и это главное в его картине мира. Даже отдыхать он едет туда, куда рекомендует его «генеральный». Это великовозрастное дитя с удовольствием использует чужой опыт и чужие советы. Его стратегию принятия решений можно описать так: моя жизнь определяется выбором других — «они» лучше знают, что и как, поэтому как мне скажут, так я и сделаю.

Плюсы такой позиции очевидны: человек снимает с себя ответственность за свою жизнь, минусы – собственные желания не учитываются окружающими.

Другой тип — «жертву обстоятельств» — вполне устраивает должность заместителя, вице- или сопредседателя. Такой человек прекрасно существует за широкой спиной шефа — с минимальной ответственностью, но большими привилегиями. И при этом позиционирует себя вечным неудачником, не перестает твердить, что ему катастрофически не везет.

Такие люди могут следовать все выше и выше по карьерной лестнице, «прицепившись» к карьере более решительного партнера, будь то одноклассники, друзья или жены. Он тоже сидит в прекрасном кабинете, имеет секретаря, служебную машину, пользуется всеми привилегиями, но при этом не устает повторять, что ничего хорошего от жизни не ждет, и любит рассказывать о своем невезении. «Жертвы обстоятельств», как бы ни складывалась их жизнь, всегда и во всем винят «третью силу». Сами они как будто не совершают ошибок, не допускают просчетов — просто им в очередной раз не повезло. Они не чувствуют себя хозяевами собственной жизни: «решаем не мы, а обстоятельства».

Тем не менее «жертвы обстоятельств» всегда неплохо устраиваются, ведь они не вызывают у окружающих ни агрессии. Более того, успешные люди, играя роль благодетеля или утешителя, часто держат их рядом с собой на приоритетном положении. «Неудачники» только оттеняют их успешность.

Рядом с вершиной. Социальные психологи вывели типы поведения «вечных вторых»