Если верить исследователям, в России довольно много сотрудников, которым во время кризиса работодатели повысили зарплаты.
Больше 3/4 (77%) участников обзора вознаграждения Hay Group признались консультантам, что провели повышение заработных плат в период с 1 июня 2008 г. до 31 мая 2009 г. В базе данных Hay Group собрана информация о зарплатах в 230 компаниях из разных секторов российской экономики, 192 из них предоставили данные по Москве.
По результатам замеров других исследований, доля компаний, скорректировавших зарплаты, меньше, но все равно заметна: Pynes Group обнаружила повышение зарплат лишь в 38% из 112 работодателей, участвующих в мониторинге.
Удержать лучших
Сильные компании не перестали думать об удержании лучших специалистов. Настоящие профессионалы востребованы во время любого кризиса. Люди по-прежнему находят новую работу, в том числе за большие деньги, говорит старший консультант Hay Group Ирина Чернозубова. Работодатели по-прежнему испытывают нехватку специалистов. Если в 2008 г. о проблемах с поиском сотрудников сообщали 83% участников базы данных Hay Group, то в 2009 г. таких стало 65%. В трудностях с удержанием специалистов по-прежнему признается треть работодателей. В прошлом году таких было почти вдвое больше (65%). Среди самых востребованных должностей — опытные специалисты по продажам и работе с ключевыми клиентами, отмечают в Hay Group.
Сколько добавили
Возник разрыв между российскими и западными компаниями, говорит Чернозубова. Медианное значение зарплат в российских компаниях на 14% ниже, чем в представительствах международных, обнаружили консультанты. Впрочем, среди участников обзора Hay Group лишь примерно каждая пятая (21%) компания российская, уточняет она.
Более того, свыше половины российских компаний зарплаты не индексировали, а среди иностранных 80% произвели коррекцию вверх. Размер же повышения зависит от того, каким образом его рассчитывать, говорят консультанты. Анализ всех поступивших в Hay Group анкет дает среднее значение 8,2%.
К средним показателям прибавки к зарплате нужно относиться осторожно, говорит Дмитрий Прохоренко, партнер российского офиса Heidrick & Struggles. Если бюджет на персонал индексируется, скажем, на 3%, то у специалистов по персоналу есть несколько вариантов действий. Они могут повысить зарплаты всем поровну, а могут выделить лучших, компенсировать им инфляцию, а остальным не изменять зарплаты вовсе.
Самые богатые
Самое высокое вознаграждение, по данным Hay Group, у нефтяников. В нефтегазовом секторе заработные платы в среднем выше на 34%, а совокупный доход — на 29% по сравнению с медианными значениями общеотраслевого рынка Москвы. На втором месте химический сектор: здесь зарплаты выше на 23%, а совокупный доход — на 17%. Меньше всех получают в розничной торговле: и заработные платы, и совокупный доход здесь на 10% ниже медианных значений общеотраслевого рынка.
Если же анализировать вознаграждения в разных группах должностей, то в самой выгодной позиции оказались специалисты по корпоративным связям (Corporate Affairs), причем уже второй год подряд. Их доходы выше на 18% (а зарплаты — на 14%) медианных значений по выборке. Даже младшие специалисты из этой группы зарабатывают на 17% больше среднерыночных показателей.
Доходы финансистов в среднем на 10%, а зарплаты — на 3% выше рынка.
Выбирают надежных
Представительства международных компаний зарплат не понижали, утверждает Игорь Климов, партнер консалтинговой компании Acuris. Кроме того, в их бюджетах была заложена индексация заработных плат. А если была заложена, значит, и произошла. Сейчас в международных компаниях зачастую и обстановка менее нервная, и зарплаты выше, говорит он. «Хочется обратно в старую добрую мультинационалочку», — написал Климову один из кандидатов.
До кризиса российские компании доплачивали сотрудникам за риски [потери работы]. Сейчас риски остались, но платить за них работодатели не всегда готовы, комментирует партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Игорь Чугай. Более того, в кризис под сокращение в первую очередь попадали переоцененные менеджеры. Многим из них пришлось пересмотреть отношение к выстраиванию карьеры — они поняли плюсы долгосрочной работы в западной компании, особенно в ненадежные времена, говорит он.
В первый кризис (в 1998 г.) западные компании вели себя гораздо жестче. А в этом году обошлось, замечает Климов. Западные компании лучше планируют и исполняют бюджеты затрат на персонал, убежден Прохоренко из Heidrick & Struggles.
Консультанты Heidrick & Struggles изменения зарплат топ-менеджеров практически не заметили. Общий доход топ-менеджеров снизился, но не за счет зарплат, а за счет бонусной части. Именно бонусы в последнее время становятся камнем преткновения в переговорах работодателей и кандидатов, отмечает он. Доходит до того, что сильные кандидаты вообще не включают бонус в расчет своих потенциальных доходов.