Эйфория по поводу легкого и быстрого выхода из кризиса в мире понемногу проходит. Последние данные по безработице показывают: восстановление экономики будет медленным и неустойчивым. The New Times изучал ситуацию на рынке труда ведущих стран мира
Недолго политики, экономисты и фондовые аналитики радовались, что худшая со времен Второй мировой войны рецессия закончилась быстрее, чем все ожидали. Постепенно становится ясно, что ничего еще не закончилось. Да, острая фаза кризиса (по мнению ряда экспертов — не последняя) завершилась еще весной. Но затем мировая экономика вползла в стагнацию и конца-краю ей не видно. Растущая буквально повсюду безработица — главный показатель экономического недуга.
Волна сокращений
В последнее время в Германии царил оптимизм: экспорт перестал падать, деловая активность в сентябре, согласно опросу Ifo Institute, выросла до 12-месяч ного максимума. Однако, вопреки этим оптимистичным оценкам, число безработных за месяц увеличилось на 10 тыс. — до 3,46 млн, о чем сообщило в минувшую среду федеральное трудовое агентство.
Поворота на рынке труда не произошло, констатирует агентство, безработица составляет 8,2% (по методологии ОЭСР* * Организация экономического сотрудничества и развития. — 7,7%). Среди компаний, сокращающих персонал, — крупнейший в стране многопрофильный холдинг BASF. Хотя воодушевляющие сигналы есть, кризис не завершен, и потребуются годы, чтобы вернуться к прежнему уровню производства, цитирует Bloomberg вице-президента Бундесбанка Франца-Кристофа Цайтлера. В августе уровень экспортных заказов на заводах был на 41% ниже, чем год назад, а внутренних — на 45%.
Высокий уровень безработицы — серьезная проблема для канцлера Ангелы Меркель, пытающейся сформировать парламентскую коалицию. Большая часть ее антикризисной программы (цена которой — ? 85 млрд) направлена на предоставление субсидий компаниям на уплату социальных взносов с зарплаты работников. Теоретически это действенная адресная мера, стимулирующая фирмы поддерживать уровень занятости. Без такой поддержки сокращений рабочих мест было бы гораздо больше.
Сильнее всего кризис в Германии ударил по национальной гордости — инженерному корпусу. С начала кризиса в стране в месяц ликвидируется по 20 тыс. позиций, на которых заняты инженеры, подсчитала ассоциация Gesamtmetall.
Политическим вопросом становится безработица и в Великобритании — доверие к лейбористам снижается, популярность Гордона Брауна падает. Если на выборах 2010 года победят консерваторы, которые будут сокращать бюджетные расходы, число безработных вырастет еще на 5 млн, пугает в ответ Дэвид Бленчфлауэр, лейборист и бывший сотрудник Банка Англии.
Фон повышается
После кризиса экономика разных стран будет расти медленнее, чем прежде, а безработица не вернется к докризисному уровню. С середины 90-х «уровнем полной занятости» считается безработица в 5% (если власти стремятся снизить ее сильнее, растет инфляция). На выходе из рецессии этот уровень будет выше — порядка 7%, считают нобелевский лауреат Эдмунд Фелпс и Мохаммед Эль-Эриан из инвесткомпании Pimco.
Высокая безработица в США — 9,7% — не только следствие слабой загрузки производственных мощностей. Она сама станет причиной того, что в 2010 году дефицит бюджета США едва ли сильно снизится с рекордной суммы — $1,6 трлн, полагает Брюс Кацман из JPMorgan. Большое число лишившихся работы не позволит ФРС повышать ставку и повредит восстановлению потребительского спроса, добавляет Эль-Эриан.
Из-за устойчивого роста безработицы в сентябре в США продолжит снижаться уровень потребительского оптимизма. А ставка ФРС может остаться на уровне, близком к нулю, весь следующий год, полагает Лайл Грэмли, бывший управляющий ФРС. По итогам сентября безработица выросла в Штатах еще на одну десятую процента, обновив рекорд за последние 26 лет. С прошлого декабря в США сокращено 6,9 млн рабочих мест, хотя в августе это число было минимальным с начала кризиса — 216 тыс. Тем не менее ближе к концу года безработица достигнет 10%, полагает нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц.
Сильнее всего из-за спада на рынке жилья эта проблема затронула регионы, где в последние годы наиболее интенсивно создавались рабочие места: Мичиган (безработица — 15,2%), Невада (13,2%), Калифорния (12,2%). Безработица грозит бюджету не только недобором налогов, но и ростом расходов. Конгресс сейчас рассматривает закон, продлевающий выплаты потерявшим работу до 92 недель в тех штатах, где их особенно много. В этом году бюджетные расходы на выплату пособий вырастут более чем вдвое, до $109 млрд.
Важнейший фактор, противостоящий безработице, — трудовая мобильность. В принципе в Америке гораздо проще сняться с места в поисках работы, чем, скажем, в России. Но из-за проблем на рынке жилья мобильность населения тоже снизилась: у людей нет денег на переезд. Если в 2007-м место жительства сменили 13,2% американцев, то в 2008-м — 11,9%. В этом году мобильность будет еще ниже.
Минус потребление
Уровень безработицы мгновенно сказывается на потребительских и деловых настроениях. После того как в Италии за II квартал число рабочих мест сократилось на 1,6% (378 тыс.), а безработица выросла до 7,4%, уровень деловой активности резко упал. Бизнесмены чувствуют, что внутренний спрос не оказывает поддержки производству и рост выпуска продукции может опираться только на экспортные заказы. ОЭСР прогнозирует, что в будущем году безработица в Италии превысит 10%, а восстановление экономики будет весьма долгим. Крупнейшие компании страны, такие как Fiat, равно как и банки, планируют дальнейшие увольнения. Так, работающий и в России Unicredit с начала года сократил штат на 1800 работников, до конца года планирует уволить еще 400, а в 2010-м — 2000 человек.
Из-за спада на экспортных рынках безработица в Швеции вырастет к 2011 году с нынешних 8,8% до 11,6%, прогнозирует правительство. Сильнее всего кризис ударил по крупным экспортерам вроде Volvo и Ericsson. Это большая нагрузка на бюджет — в течение первого года человеку, потерявшему работу, Швеция платит пособие в размере 2/3 последней зарплаты. Эта доля постепенно снижается и через пять лет спустя она достигает 8%.
Для Японии и августовские 5,8% безработицы — очень много (рекорд с послевоенных времен). Чтобы привлечь беднеющих покупателей, компании, включая Sony, снижают цены. За последние 12 месяцев дефляция составила 2,4% (без учета овощей и фруктов).
Похожим образом развивается ситуация в Испании, где безработица на максимальном уровне в еврозоне — 18,5%. Цены там падают уже семь месяцев подряд (товары и услуги сейчас на 1% дешевле, чем годом ранее). А обороты торговли снижаются уже полтора года.
Слишком высокая безработица в Ирландии (12%) заставляет людей покидать страну. Миг рационный отток сейчас вырос на 44%.
Ровно на американском уровне безработица и во Франции. В последние месяцы она выросла из-за сокращений на заводах, производящих автокомпоненты. И это надолго: «Пока предприятия не будут уверены, что спрос возобновляется, они не начнут восстанавливать рабочие места», — цитирует Bloomberg экономиста Fortis Bank Жюста Бимона. А пока безработица высока — спрос расти не будет. Ведь людям, потерявшим рабочее место, не на что делать покупки. Получается замкнутый круг: спад экономики рождает массовую безработицу, а та не может подтолкнуть внут ренний спрос, необходимый для развития производства. Потому стагнация и будет долгой.