Нагрузка на кадровых специалистов в крупных российских компаниях гораздо выше, чем на специалистов финансового и IT-отделов, подсчитали в KPMG. Но аналитики утверждают, что для эффективного корпоративного управления нагрузить их нужно вдвое больше.
В крупных российских компаниях на одного специалиста кадровой службы приходится в среднем 53 сотрудника компании, на одного IT-специалиста — примерно 33 сотрудника, а на специалиста финансового отдела — около 18 служащих. В то же время ежемесячная зарплата кадровиков меньше, чем у специалистов IT и работников финансового отдела (в среднем 73 096, 75 000 и 77 849 руб. соответственно), выяснили специалисты аудиторско-консалтинговой компании KPMG, проанализировав этим летом систему управления персоналом 41 крупнейшей российской компании финансовой сферы, ТНП-сектора, фармацевтического и промышленного секторов экономики.
«Количество регулярных задач у IT и финансового департамента выше, чем у HR-специалистов», — объясняет эту закономерность Инна Кабанова, директор практики стратегического и организационного управления группы «БДО Юникон». По ее словам, кадровик меньше вовлечен в каждодневную деятельность компании: он отвечает за подбор и оформление сотрудников, табельный учет, начисление зарплат и т. д., а работники двух других упоминаемых департаментов поддерживают каждодневную работу предприятия: производство, учетные функции и др.
«В различных индустриях нагрузка на HR-службы неодинакова, но отличия невелики», — отмечает Алевтина Борисова, руководитель группы услуг по управлению персоналом КПМГ в России и СНГ. По приводимым ею данным исследования, в секторе «Банки и финансовые компании» на одного HR-сотрудника приходится 55 работников компании, в секторе «ТНП и фармацевтика» — 57, в секторе «Промышленность и автомобилестроение» — 58. Существенно ниже показатели нагрузки на службы управления персоналом в управляющих компаниях — всего 37 сотрудников. «Это можно объяснить тем, что в управляющих компаниях сосредоточено большое количество людей, требующих индивидуального подхода», — говорит Борисова. Она замечает, что в международной практике нагрузка на кадровиков гораздо больше. К примеру, в США в среднем около 100 человек на одного сотрудника службы по управлению персоналом.
«Отставание» российских компаний Борисова объясняет и сравнительно большим количеством неавтоматизированных процессов (например, в кадровом учете или ведении табельного учета), и неразвитостью рынка аутсорсинговых услуг. Тем не менее показатель нагрузки на HR-специалистов в России растет, причем в связи с кризисом (сокращением персонала и модернизацией системы менеджмента в целом) процесс ускорился, замечают специалисты КПМГ. С ними согласны сами HR-специалисты предприятий.
Директор по персоналу «Вимм-билль-данна» Руслан Вестеровский говорит, что в его компании нагрузка гораздо более высокая, чем средний показатель в исследовании KPMG (в этом году на одного специалиста кадровой службы приходилось 142 сотрудника компании), и в связи с кризисом она выросла еще больше. По его словам, в различных департаментах нагрузка менялась по-разному: в департаментах продаж — росла, в административных отделах — снижалась.
Рост нагрузки на работников HR-службы в своей компании отметила и руководитель дирекции по персоналу банка «Траст» Ольга Селянина: если в прошлом году на одного кадровика в ее компании приходилось 118 сотрудников, то в этом — 125.