В апреле 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило очередное исследование рынка бизнес-тренингов в России. Экспертные оценки объема рынка по итогам 2009 г. составляют примерно $560 млн, под влиянием кризиса рынок просел на четверть. Три четверти компаний-заказчиков урезали расходы на обучение персонала в 2009 году, причем снижение составило порядка 30-45%. Половина компаний планирует обращаться к услугам тренинговых компаний в течение 2010 года.
Основная тенденция прошедшего года — мировой финансовый кризис, который оказал существенное влияние на рынок бизнес-тренингов. Под влиянием кризиса происходит снижение затрат компаний на бизнес обучение своего персонала, те же компании, которые и в тяжелой экономической ситуации отправляют своих сотрудников на различные бизнес-тренинги, стали снижать расходы и, соответственно, стали уделять большее внимание ценам бизнес-курсов, которые предлагают различные бизнес-школы. Эту тенденцию отмечают многие участники рынка, как представители бизнес-школ, так и те компании, которые в этом году прибегали к бизнес-тренингам.
По имеющимся данным, до 50% компаний снизили цены на бизнес-тренинги в 2009 году. Также ощутимо уменьшение разброса цен: сейчас цены на одинаковые по содержанию бизнес-тренинги в разных компаниях находятся примерно на одном уровне, в отличие от докризисной ситуации.
Изменились требования к качеству тренингов: в настоящее время заказчиков больше интересует высокая отдача и результативность тренинга. Больше чем в два раза увеличилось количество компаний, которые отдают предпочтения неаудиторным методам обучения, таких как action learning, стажировки на рабочем месте, коучинг и т.д. Многие эксперты отмечают растущий спрос на сокращенные по времени (однодневные или даже несколькочасовые) тренинги
Переход от индивидуального обучения к обучению команд — это еще одна характерная тенденция последнего времени. Одна из самых перспективных тенденций — переход на е-learning и внедрение самообучения.