84% работающих россиян подвергались обману со стороны работодателя при трудоустройстве. Такую цифру огласила компания HeadHunter. Больше всего «кидают» продавцов и водителей. Среди них с обманом сталкивались аж 95%. Таким образом можно признать печальный факт — обман при приеме на работу — норма жизни.
Две трети опрошенных сообщили, что им дали неверную информацию о будущей зарплате. Чаще всего работодатели указывали в вакансии премии, получить которые практически невозможно. Другим, называя диапазон возможных зарплат, платили потом по низшей границе, а то и меньше. Зачастую работодатели скрывают, что обещанная сумма указана до выплаты всех налогов.
Часто работникам предлагают работу вообще без оформления, а те, кто всё-таки сумел настоять на заключении договора, обнаруживают в нем не соответствующую реальности заработную плату.
Девять из десяти специалистов по оптовым продажам, официантов и бизнес-тренеров также хотя бы раз в жизни сталкивались с обманом при трудоустройстве. Чуть больше повезло медработникам (82%) и IT-специалистам (73%). «Специалистам по продажам часто недоплачивают комиссионное вознаграждение, водителям не компенсируют затраты на ГСМ и переработки, официантам указывают оплату труда с учетом «чаевых», — рассказывает Серегина. Причем обману подвергаются не только люди с низкой квалификацией, но и переводчики, копирайтеры, специалисты по рекламе. Им предлагаются тестовые задания большого объема — в надежде получить работу, люди переводят десятки страниц текста, пишут тексты, придумывают рекламные концепции, а потом им говорят, что они не подошли. При этом результаты их труда остаются у «работодателя». Кроме того, сотрудника могут принять на работу с низким уровнем оплаты на время испытательного срока и распрощаться с ним по его окончании, мотивировав тем, что он его не выдержал, добавляет эксперт.
Неудивительно, что и статус начальника в глазах подчиненных в последние месяцы падает. Работники российских компаний все меньше доверяют своему руководству.
Разумеется, главная причина — дифференциация доходов. Ведь главные пострадавшие от кризиса почти во всех компаниях — рядовые сотрудники. Топ-менеджеров миновали и урезания зарплат, и увольнения. Управленцы высшего звена спускали начальникам отделов и подразделений разнарядки, как сокращать издержки. Те, в свою очередь, резали оклады у простых исполнителей.
При этом, чтобы избежать паники среди персонала, руководители пытались уверить подчиненных, что все отлично и что трудности временные. Обнародование списков сокращенных или новостей о снижении зарплаты максимально откладывалось.
Замалчивание проблем и нежелание руководителей уменьшить собственные траты и образ жизни привели к классовой неприязни. Не исключено, что и массовые обманы также не улучшили имидж руководителей.