Более 70% из 669 финансовых директоров компаний Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки считают свою должность вершиной карьеры, и лишь 10% мечтают стать генеральными директорами. Об этом ЛІГАБізнесІнформ сообщили в компании «Эрнст энд Янг», по заказу которой компанией «Economist Intelligence Unit» было проведено исследование «ДНК финансовых директоров».
Пол Вуд, руководитель практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг в области повышения эффективности бизнеса компаниям финансового сектора в регионе EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка), поясняет: «Сегодня принято считать, что любой перспективный финансовый директор стремится стать генеральным. Однако по результатам нашего исследования портрет финансового директора выглядит иначе. В настоящее время это люди, чей уникальный взгляд на бизнес позволил им заслуженно продвинуться на позиции высшего звена, осваивающие новый стратегический функционал и считающие свое назначение на должность финансового директора вершиной успешной карьеры, а не промежуточным этапом на пути к креслу генерального директора».
По данным исследователей, нынешний финансовый директор, это чаще всего мужчина с хорошим образованием и высоким уровнем мотивации. Ему около 43 лет, большую часть жизни он проработал в финансовых службах и считает, что оптимальный срок пребывания в данной должности — чуть менее шести лет. Как правило, он имеет диплом в области финансов (29%), MBA (27%) или аттестат сертифицированного бухгалтера (27%).
Согласно данным исследования, спектр ответственности финансового директора в последнее время значительно расширился: помимо решения основных финансовых вопросов он получает достаточно широкие полномочия в области разработки корпоративной стратегии и осуществления бизнес-изменений.
Из подразделения, отвечавшего за сохранение бизнеса, финансовая служба превращается в его полноценного участника. Для многих финансовых директоров прямым доказательством этого является частота обращений менеджеров различных подразделений за консультациями по ключевым стратегическим вопросам. Чуть больше половины опрошенных финансовых директоров указали, что сегодня это уже обычная практика.
Кроме того, финансовые директора отметили прибавление новых функций в области операционной деятельности, преимущественно в службах IТ и управления недвижимостью, что довольно естественно с учетом того, что финансовая дисциплина и управленческие навыки всегда являлись их сильными сторонами.
При этом многие респонденты отмечают высокую степень удовлетворенности от профессиональной деятельности. Более 60% участников опроса указали, что за последние три года их статус на уровне организации повысился.
«Финансовые директора могут не принимать участия в планировании развития бизнеса на пять лет, но обязательно участвуют в разработке стратегии», — отмечает Пол Вуд. «Занимаемая позиция позволяет им играть ключевую роль в процессе формулирования стратегии. В качестве руководителей финансовых служб они зачастую лучше осведомлены об операционной деятельности компании и факторах, влияющих на ее эффективность, чем другие сотрудники», — рассказывает он.
Вместе с тем, исследование показывает, что расширение полномочий поставило перед финансовыми директорами новую задачу – при разработке стратегии делать акцент на финансовых показателях, которые приобрели особое значение в период финансового кризиса.
На исходе финансового кризиса финансовые директора определили для себя три приоритетных направления: управление затратами, рисками и денежными потоками. Почти для четырех из 10 опрошенных финансовых директоров это означает, что они не могут уделять вопросам стратегии столько времени, сколько им бы хотелось.
Исследование «ДНК финансовых директоров» проводилось в рамках Программы «Эрнст энд Янг» (EMEIA) для финансовых директоров.
В опросе приняли участие 669 финансовых директоров из стран Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки.
Кроме того, в ходе настоящего исследования были проведены расширенные интервью с финансовыми директорами ведущих компаний и ключевыми заинтересованными сторонами.