«Накопившиеся отпуска россиян по-прежнему не будут сгорать», — сообщает пресс-служба Минздравсоцразвития со ссылкой на заместителя министра Александра Сафонова. Таким образом министерство отреагировало на реакцию СМИ на подписание президентом РФ Дмитрием Медведевым Конвенции МОТ об оплачиваемых отпусках.
«С подписанием конвенции в нашем трудовом законодательстве не произойдет кардинальных перемен. На данный момент оно уже соответствует международным нормам, а по ряду параметров даже превосходит их», — пояснил Сафонов. Он заверил, что с принятием конвенции права работников не пострадают. Наше трудовое законодательство предусматривает даже более широкие гарантии для работников в области предоставления отпусков. Например, в конвенции говорится о 21 дне ежегодного отпуска, в то время как российское законодательство гарантирует 28 календарных дней отпуска, также в нашем Трудовом кодексе нет ограничений по времени для отгуливания накопившихся отпусков.
При этом работник имеет право делить отпуск на несколько частей, но одна из них должна быть не менее 14 дней. «Именно за это время человек может действительно отдохнуть и поддержать баланс сил в организме, — пояснил Сафонов. — Второй же половиной отпуска он может распорядиться как угодно — отложить на более поздний срок или попросить за него компенсацию».
Сафонов объяснил, что «конвенция закрепляет требования к гарантиям прав работников, ниже которых не может быть прописано в национальном законодательстве стран, присоединившихся к конвенции, а в российском трудовом законодательстве эти требования даже выше». «Никаких экстраординарных ситуаций в связи с этим не произойдет. Все, что положено человеку отгулять в соответствии с национальным законодательством, он отгуляет. Либо в соответствии с действующим Трудовым кодексом он получит компенсацию», — сказал заместитель министра.
Главное, что изменится после вступления конвенции в силу, — у российских работников и работодателей появится возможность отстаивать свои права и на международном уровне, обратившись в Международную организацию труда в Женеве. На вопрос о причинах присоединения к конвенции, если российские нормы и так соответствуют мировым стандартам, Сафонов пояснил: «Время от времени трудовое законодательство может корректироваться, но в любом случае изменить его в сторону уменьшения гарантий на отпуск ниже параметров, прописанных в конвенции, будет уже невозможно».
Как ранее уже писали «Ведомости», подписание Конвенции МОТ не повлияет на правила продления или переноса ежегодного оплачиваемого отпуска, по мнению независимых экспертов. Юрист NS Consulting Дмитрий Кофанов уверен, что российское законодательство и раньше руководствовалось правилами, рекомендуемыми МОТ, — менять ничего не потребуется.