На каждый вложенный в него доллар россиянин дает прибыль в 50 центов | HR Center

PricewaterhouseCoopers (PwC) HR Benchmarking Survey провело исследование с целью выяснить эффективность сотрудников.

Как пишет газета «Ведомости», исследователи смогли рассчитать несколько важных показателей — в том числе среднюю выручку из расчета на штатного сотрудника, общие затраты из расчета на штатного сотрудника, отношение затрат на вознаграждения к выручке и, наконец, отдачу от инвестиций в персонал.

В рамках исследования были собраны данные 53 крупных компаний РФ различных отраслей за период с 1 января по 31 декабря 2009 года. Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования 2010 года, отражают экономическую ситуацию, сложившуюся в российских компаниях в предыдущем финансовом году, признают эксперты.

Итак, объем выручки компании в расчете на сотрудника, согласно свежему исследованию, сократился на 27% до $191 тыс. 868 против $264 тыс. 602 годом ранее. Согласно аналогичному исследованию PwC, объем выручки в расчете на сотрудника в странах Европы в 2009 году этот показатель оказался выше — $218 тыс. 636.
При этом основным показателем результативности и производительности сотрудников является отношение вознаграждения к выручке, сообщают эксперты PwC. Соответственно, чем больше этот показатель, тем меньше производительность.

Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers 2010 года, медианное значение этого показателя в странах Европы составляет около 21%. В российских компаниях результативность работы сотрудников выше, однако, в кризис она несколько снизилась. Так, согласно свежим данным PwC отношение вознаграждения к выручке составляет 10,6%, тогда годом ранее оно составляло 9,6%.

Россия обгоняет европейцев и по показателю отдачи от инвестиций в персонал, однако за год отдача вложений также снизилась. В 2009 году на каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, российскими компаниями было получено $1,5, что ниже, чем в 2008 году ($2,7). Тем не менее, этот показатель у компаний РФ всё еще выше среднеевропейского уровня ($1,2).

Эксперты PwC проанализировали и затраты на подбор персонала. В России в 2009 году компании увеличили затраты на подбор персонала на рынке труда аж в 3 раза до $1,211 тыс. с $398 в 2008-м. В странах Европы в 2009 году затраты составили только $643. По сравнению с уровнем 2008 года, снизился такой показатель как инвестиции в обучение и развитие в расчете на одного сотрудника (с $202 до $175). В странах Европы этот показатель в 2009 году составил $374 на сотрудника в год.

«Все действительно так, — соглашается с выводами исследователей Татьяна Климентьева, директор по персоналу ИГ “Абсолют”. — Люди не стали хуже работать, их не стали меньше выжимать. Просто рынок до сих пор не оправился — выручка бизнеса существенно ниже докризисной».

Текучесть кадров в российских компаниях остается весьма высокой, утверждают консультанты. Ее измеряют с помощью показателя «коэффициент увольнений» (процент сотрудников, покинувших за год организацию вне зависимости от причины увольнений). Если в 2008 г. российские компании за год теряли почти каждого четвертого сотрудника (22,4%), то теперь — каждого пятого (20,4%). В Европе этот показатель стабильно ниже — 17,4%. «Текучесть персонала снижается из года в год, — прокомментировала данные Стоиан. — Вероятнее всего, это свидетельствует об изменении установки “хорошо там, где нас нет” в головах российских сотрудников».

Дорогой подбор

И это при том, что затраты на подбор новых сотрудников в России практически в два раза выше, чем в европейских странах, показывают результаты исследования. В данный показатель включаются все прямые издержки, связанные с подбором: реклама, использование услуг кадровых агентств и проведение презентаций в вузах, вплоть до непосредственно процедуры найма («скрининг», оценка, проведение собеседования), а также любые косвенные расходы, например в связи с переездом сотрудника.

Основные выводы исследования:

* Отдача от инвестиций в персонал (HC ROI): По результатам обзора 2010 года на каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, компаниями было получено 1, 5 доллара США – ниже, чем в прошлом году (2, 7 доллара США). Тем не менее, этот показатель у российских компаний всё еще выше среднеевропейского уровня (1, 2 доллара).

* Объем выручки компании в расчете на сотрудника сократился на 27% по сравнению с данными прошлого года и составил $191 868.

* Мероприятия по сокращению издержек привели к снижению размера общих затрат в расчете на одного сотрудника на 15%. В 2010 году этот показатель был равен $184 504.

* Уровень прибыли до налогообложения в расчете на одного сотрудника в российских компаниях – в два раза выше уровня, заявленного европейскими компаниями. В то же время было отмечено сокращение этого показателя более чем в 3 раза по сравнению с прошлым годом.

Помимо сокращения издержек за счет оптимизации численности персонала, вознаграждение (особенно в части льгот), обучение и развитие персонала оказались по результатам исследования основными областями, в которых компании продемонстрировали снижение издержек:

* Средняя стоимость дополнительных льгот снизилась почти в два раза по отношению к значению 2009 года для всех категорий сотрудников. При этом стоимость дополнительных льгот снизилась не только в абсолютном выражении, но и по отношению к денежному вознаграждению: доля расходов на льготы в общем пакете вознаграждения снизилось на 30%. Тенденция к снижению этого показателя наблюдается также и в Европе.

Снижение затрат в области льгот является результатом как изменений в корпоративных политиках по льготам, так и перезаключения контрактов с поставщиками льгот на новых условиях.

* По сравнению с уровнем 2009 года, снизился такой показатель как инвестиции в обучение и развитие в расчете на одного сотрудника (с $202 до $175). При этом компании стали чаще проводить обучение собственными силами, увеличив количество часов и долю внутренних расходов на данный тип обучения.
Это позволяет сделать вывод, что при оптимизации инвестиций в обучение и развитие многие компании старались, по возможности не снижать интенсивности программ.

На каждый вложенный в него доллар россиянин дает прибыль в 50 центов