С начала экономического кризиса более всего на европейском рынке труда пострадали молодежь (до 29 лет) и малоквалифицированные работники. Международная организация труда (МОТ) подготовила доклад, в котором говорится, что молодежная безработица достигла тревожных масштабов.
В феврале 2013 года уровень безработицы среди молодежи в странах Евросоюза составил 23,5 процента. Единственная страна, где с 2008 года молодежная безработица снизилась, это Германия. В Португалии и Италии она приближается к 40 процентам, а в Греции и Испании этот показатель превышает отметку в 55 процентов.
Стремительный рост молодежной безработицы произошел во Франции. Министр труда, занятости, профессиональной подготовки и социального диалога Франции Мишель Сапен рассказал в недавнем интервью «Российской газете», как они ведут борьбу за повышение занятости среди молодых людей: «Мы подготовили две крупные программы. Первая называется «Занятость на будущее». Она — для молодых людей, не имеющих ни работы, ни профессионально подготовки. В ее рамках мы даем возможность парням и девушкам получить квалификацию, позволяющую трудиться. Вторая программа — «Поколенческий контракт». Суть в том, чтобы организовать передачу опыта и квалификации от опытного работника — молодому».
Единственная страна, которой удается борьба с молодежной безработицей, — Германия. В этой связи МОТ предлагает развивать программы молодежной занятости, повышать трудовую мобильность, использовать социальные сети, чтобы информировать молодых людей о востребованных профессиональных навыках и предоставлять субсидии работодателям, трудоустраивающим молодежь.
Проблема молодежной занятости актуальна и для России. По данным Всеобщей конфедерации профсоюзов (объединяющей профсоюзы стран СНГ), около 38 процентов молодых людей, окончивших вуз, числятся безработными. Только треть из 1,5 миллиона выпускников вузов находят для себя вакантные места по своему профилю.
Но с этими данными не все согласны. В их числе Алексей Захаров, глава рекрутингового портала Superjob.ru. По его мнению, никакие дополнительные меры, госфинансирование, не нужны: «Мы не видим толп голодных и оборванных выпускников вузов».
«Все работу находят и без больших проблем, — считает Алексей Захаров. — Вопрос не в количестве безработных, а в качестве занятости, в возможности реализовать себя в рамках специальности полученной в вузе, получить «хорошее» рабочее место».
Это мнение подтверждается исследованиями Superjob.ru: работодатели все больше заинтересованы в привлечении молодых специалистов. В 2010 году принимать на работу выпускников вузов без опыта были готовы 58 процентов компаний, а в 2012 году таких организаций стало больше — уже 71 процент. Особенно серьезно и системно работу с молодежью ведут в тех отраслях, где не хватает квалифицированных кадров. Российские компании активно сотрудничают с вузами, ярмарками вакансий, организовывают чемпионаты кейсов и встречи со студентами.
Основными проблемами молодежного рынка труда, по мнению работодателей, являются завышенные зарплатные требования молодых специалистов и отсутствие знаний о рынке труда в рамках собственной специальности и опыта. В результате некоторые выпускники не находят подходящей работы или решают работать не по специальности.
Неквалифицированным работникам ЕС найти работу в три раза сложнее, чем тем, у кого есть высшее образование. Специалисты связывают это с тем, что экономике нужно все меньше малоквалифицированной рабочей силы: «40 лет назад их можно было трудоустроить моряками. Сегодня таких рабочих мест больше нет».
Говоря об остальных европейцах, более 26 миллионов из них в феврале 2013 года не имели работы. Эксперты отмечают, что в 2012-2013 году темп снижения занятости вновь начал расти. Но для достижения докризисного уровня 2008 года европейским странам необходимо сократить безработицу еще на 4,1 процента.
Наибольший рост длительной безработицы (отсутствие работы более одного года) зафиксирован в Эстонии, Ирландии, Литве и Испании. В таких условиях на 30 процентов увеличилось число потерявших надежду на трудоустройство.
Международная организация труда предупреждает, что такая ситуация на рынке труда увеличивает риск социальных волнений. Он резко вырос на Кипре, в Чехии, Греции, Италии, Португалии, Словении и Испании, но снизился в Бельгии. Германии, Финляндии, Словакии и Швеции.