Число ежегодных замен гендиректоров в крупных российских компаниях неожиданно снизилось на треть, обнаружили консультанты Booz & Company. Рокировки в высших эшелонах российского бизнеса стали происходить даже реже, чем в среднем по миру.
До 2012 г. гендиректоров крупных российских компаний меняли заметно чаще, чем в развитых странах, показывали результаты ежегодных измерений CEO Succession Study международной консалтинговой компании Booz & Company. Если в России своих постов в среднем лишался каждый пятый гендиректор, то в мире — лишь каждый седьмой.
Из лидеров в отстающие
Этот показатель — примерно 20% замен гендиректоров среди крупнейших российских компаний — возникал в результатах исследований Booz три раза подряд: в 2009 г. работу потеряли 20 из 100 гендиректоров, в 2010 г. — 20 из 103, а в 2011 г.- 21 из 100. Такое постоянство позволило одному из партнеров компании предположить, что частота замен первых лиц в России и в 2012 г. останется на высоком уровне, ну уж по крайней мере выше, чем в среднем по миру. Его ждал сюрприз.
В 2012 г. число замен первых лиц в России сократилось на треть, до 14%, а в других странах мира выросло до 15%. В 2012 г. в крупный российский бизнес пришла стабильность, говорит Екатерина Козинченко, партнер офиса Booz & Company. Если в бизнесе мало что меняется, то нет особых причин изменять что-либо и в руководстве, пояснила она.
В крупных российских компаниях стало меньше внезапных отставок, соглашается Станислав Киселев, старший партнер Egon Zehnder. Цена замены значительно возросла, поясняет он. Уходящему менеджеру нужно выплачивать компенсацию, так называемый «золотой парашют», а вновь нанятому — специальный бонус за подписание контракта.
Никогда не поздно
Если раньше гендиректоров российских компаний считали неприкасаемыми и на них редко распространялись программы обучения и развития лидерских навыков, то теперь это далеко не так. Если гендиректор немного недотягивает, то и его могут отправить не в отставку, а поучиться, говорит Киселев. Менять гендиректоров в России действительно стали реже, соглашается Элла Сытник, партнер Ward Howell. Отчасти это обусловлено постепенным изменением отношения акционеров к «сроку службы» управленцев. От генерального директора ждут не быстрых побед, а системного строительства, а значит, и к промежуточным результатам его работы относятся спокойнее, говорит она. К тому же крупный российский бизнес консолидируется, серьезных новых проектов стало меньше, а значит, меньше вакансий гендиректоров, утверждает Сытник. Управленческие команды отреагировали на изменение обстановки на рынке стабилизацией и поиском внутренних источников эффективности. В 2012 г. в Ward Howell было больше проектов, направленных на повышение операционной эффективности, и меньше задач, связанных с необходимостью значительно менять стратегии, заключает Сытник.
Чемпионат по увольнениям
Вероятнее всего, Россия остается мировым чемпионом по доле вынужденных замен гендиректоров. Таких в России 42%, а в мире в среднем лишь 15%. Плановые замены происходят в России значительно реже, чем в других странах и регионах мира.
Высшие руководители, расставшиеся со своими постами в 2012 г., проработали на своем месте в среднем 4,8 года, что на 1,5 года меньше, чем в среднем по миру. Как и в других странах мира, менеджеры, доросшие до гендиректора внутри организации, сумели продержаться на этом посту дольше (5 лет), чем те, кто был приглашен со стороны (4,4 года). Впрочем, разрыв между средним сроком службы внешних и внутренних кандидатов в российских компаниях сокращается: в 2010 г. «варяги» удерживались меньше полутора лет, а «карьеристы» — больше пяти. В 2011 г. срок службы внешних кандидатов подрос до 4,9 года, а внутренних — до 6,2 года.
В самом расцвете сил
Зато в России пост гендиректора не боятся доверять более молодым людям. Средний возраст российского управленца, назначенного в 2012 г., — 46,5 года, что на семь лет меньше, чем в среднем по миру. Но это вовсе не значит, что россиянам удалось провести меньше времени за партой. Доля выпускников программ MBA среди российских гендиректоров ничем не отличается от общемировой (29%), а доля кандидатов наук (14%) даже выше, чем в среднем по миру (9%).
Но если и в Западной Европе, и в целом по миру работодатели ценят международный опыт — 45% глобальных компаний и 60% западноевропейских нанимали в 2012 г. гендиректоров с опытом работы в других странах, — то в России международный опыт есть лишь у каждого пятого назначенца, а в Японии — и того меньше, в 17% случаев. Впрочем, и в России на окончательный результат повлияли назначения иностранцев в частных российских и иностранных компаниях, работающих в России.
Россияне, начавшие строить карьеру в международной компании за рубежом, не слишком охотно принимают предложения российских акционеров, говорит Киселев. По международным стандартам корпоративного карьерного роста работа в России считается довольно волатильной: риски не всегда компенсируются деньгами или перспективами, отмечает он.
К сожалению, в портрете генерального директора растет вес «национальных» компетенций, необходимых для успешного руководства крупными компаниями в России, поясняет Сытник из Ward Howell. К таким в первую очередь относится понимание механизмов взаимодействия между бизнесом и властью, подчеркивает она.