Почти половина работников украинских компаний безразличны к судьбе своих нанимателей
Украинский бизнес активно включился в глобальную игру и готов вкладывать немало ресурсов в повышение вовлеченности персонала. Чтобы вызвать в сотруднике чувство собственной значимости и причастности к достижениям компании, руководители идут на массу ухищрений. И неудивительно, ведь от этого зависит финансовый результат. Масштабное исследование показало, что в компаниях с критической массой вовлеченных сотрудников показатель EPS (прибыль на акцию) в среднем на 147% больше, чем у конкурентов.
Игра стоит свеч
Большинство крупных компаний, работающих в Украине, уделяют много внимания вовлеченности персонала. Да и небольшой бизнес постепенно приходит к пониманию, что толку от сотрудника, отбывающего «вахту» с 9 до 18, немного. И хотя далеко не все проводят регулярные исследования и внедряют целевые программы в своих офисах, каждая компания мечтает превратить равнодушного работника в увлеченного своим делом сотрудника.
«Если раньше вовлеченность измеряли в среднем два раза в год, то сегодня интервал замеров сокращается до трех месяцев, а в некоторых случаях при отлаженной внутренней коммуникации и наличии необходимых инструментов (например, digital-инструментов) у сотрудников могут спрашивать о том, как прошел их день. В компаниях ищут наиболее эффективные и оптимальные решения для получения обратной связи», — отмечает специалист экспертно-аналитического центра Международного кадрового портала HeadHunter Украина Катерина Криворученко.
По данным глобального исследования компании Gallup, проведенного в 2013-2014гг, уровень вовлеченности персонала в Украине составлял катастрофические 10%. Более 2/3 работников были совершенно безразличны к судьбе компании-работодателя, а 23% и вовсе занимались откровенным саботажем, умышленно или своим бездействием разрушая достижения коллег.
Разумеется, усредненные цифры никак не отражают картину в отдельных компаниях. И даже в США, мировом лидере вовлеченности, согласно того же исследования, показатель в 2014 году равнялся 30%. Однако он демонстрирует общее положение дел в стране и готовность компаний вкладывать ресурсы в поддержание вовлеченности.
«Мы измеряем вовлеченность, потому что она влияет на результаты бизнеса. Сотрудники, вовлеченные в работу компании, показывают лучшие результаты, они реже уходят в другие компании. Вовлеченные сотрудники получают удовольствие от своей работы и стремятся достигать амбициозных целей», — говорит СЕО Mars Украина Михаил Мельничук.
Он признается, что когда компания в 2016 году из регионального лидера по уровню вовлеченности превратилась в аутсайдера, менеджменту пришлось экстренно разрабатывать масштабный план улучшения вовлеченности.
««В 2015 году Mars Украина показала лучший результат в регионе: уровень вовлеченности по результатам опросника Gallup составлял 89%. Однако сложная политическая и экономическая ситуация в стране, а также несколько внутренних организационных трансформаций привели к снижению показателя в 2016 году до уровня 56%. Мы понимали, что нам необходимо принимать быстрые и эффективные решения на уровне всей организации», — признается Михаил Мельничук.
Любовь нужно заслужить
Зачастую, вопросами вовлеченности персонала в компании занимаются отделы внутренних коммуникаций, входящие в состав HR-департаментов. Их задача – отладить систему таким образом, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя не просто винтиком в огромной машине, а полноценным ее участником. От действия которого зависит общий успех. Добиваются этого различными методами, хотя эксперты признаются, одними премиями тут не обойтись.
«Чтобы привлечь и удержать персонал украинские работодатели делают ставку на нематериальные факторы мотивации – официальное оформление, удобное расположение офиса и гибкий график работы, доброжелательную атмосферу в коллективе и комфортные условия труда. При этом существенно подход компаний не изменился. В трети из них, как и прежде, есть хорошие программы поощрения. В каждой пятой начали более активно использовать нематериальную мотивацию», — говорит Катерина Криворученко.
В государственном Ощадбанке, который намерен провести масштабное исследование уровня вовлеченности персонала в 2018 году, особое внимание уделяют обратной связи с работниками.
«Мы проводим регулярные онлайн-форумы с топ-менеджментом банка, тематические форумы по новым проектам и процессам, собираем и анализируем идеи сотрудников по улучшению существующих процессов, живые встречи тет-а-тет председателя правления и выбранного начальника отделения. Постоянно проводим мини-мероприятия для сотрудников: творческие мастер-классы, интеллектуальные игры, познавательные лекции, фотозоны, фото- и видеофлешмобы, конкурсы, голосования, благотворительные акции», — рассказывает заместитель начальника управления связей с общественностью и СМИ Ощадбанка Ярослава Титова.
И это вовсе не мода, а острая необходимость. Украинцы все чаще задумываются о своей роли в компании и больше не готовы работать от звонка до звонка, выполняя спущенные сверху задачи от начальника самодура.
По данным кадрового портала HH.ua, в первом полугодии 2017 количество менее лояльных к компании сотрудников в целом по стране выросло до 44%. Тогда как в 2016 году таких было 36%. А число работников, которые ценят свое рабочее место и компанию за год уменьшилось на 15% до 13%.
Миссия выполнима
Опыт Mars Украина показал, что добиться повышения уровня вовлеченности персонала можно. Причем, довольно быстро. Ведь главное, говорят в компании, не разрушать естественную вовлеченность сотрудника.
«Люди приходят в компанию уже вовлеченными, это свойственно каждому человеку. Задача системы — усиливать, развивать и оберегать это чувство в сотрудниках», — объясняет Михаил Мельничук.
Исследование, проведенное компанией в 2016 году, выявило несколько ключевых проблем, чье влияние на уровень вовлеченности оказалось решающим. Выяснилось, что больше всего сотрудников демотивирует непонимание целей компании, отсутствие похвалы со стороны руководства. Люди не понимали, чего от них ждут на работе, жаловались, что вынуждены выполнять функции, которые им несвойственны, не имея при этом возможности выполнять ту работу, которую умеют делать лучше всего, и сетовали на отсутствие «человеческого» отношения к себе.
Чтобы исправить ситуацию, Mars Украина разработала масштабный общеорганизационный план действий для улучшения уровня вовлеченности всех сотрудников компании. Его реализация позволила увеличить показатель сразу на 44% — до 84% в 2017 году.
«Вовлеченность — это эмоциональная связь сотрудника с его работой, энтузиазм, стремление к достижению выдающегося результата на своем рабочем месте. Но ответственность за нее не лежит на конкретном человеке в компании – это результат работы всех сотрудников, менеджеров и организации в целом. Ведь вовлеченность создается и существует внутри команды или группы сотрудников», — говорит Михаил Мельничук.
http://ubr.ua